e.

Есть ли ещё местА в раю или где зимуют наши души?


Однажды разговорился я в пути с одним православным монахом. Был он по всем меркам парнишкой совсем молодым, лет двадцати пяти. Как-то даже не вязалось его строгое монашеское облачение со здоровым румянцем на щеках, покрытых реденькой рыжей бородкой, да кажущимися чуток хитроватыми, но одновременно - умными живыми глазами. Массивный крест на толстой цепи он “по-дорожному”, заложил за пазуху. Я вдруг обратил внимание, что ...
одежда и обувь его была сильно потрепанной, но очень аккуратно кое-где тщательно подшитой и починенной. Держался монах без какого-либо отчуждения, сразу видно, что чувствует он себя среди людей совершенно комфортно, без скованности.  
И наверное потому, завести беседу с ним было делом абсолютно легким и естественным. 
Я спросил его, как нам лучше друг к другу обращаться, он сразу же предложил просто на “ты” и по имени. Имя я его тут упоминать не буду:  кто знает - на пользу ли ему будет этот мой рассказ?
И вот, в ходе этого разговора, решил я, будучи человеком скорее - атеистических взглядов, задать ему тот вопрос, который мне действительно давно интересен…

- Вот расскажи мне, - спросил я - как ты сам понимаешь - что там, за гранью физической смерти? Где же эти самые рай и ад располагаются, что ни в какие их микроскопы и телескопы не видно?
- Что там? - Он посмотрел на меня как на спросившего о чем-нибудь абсолютно для него ясном и обыденном. - Вечность там… Души наши туда приходят - в Вечность. 
Я тут же задал следующий вопрос, который давно вертелся у меня на языке, да как-то всё неловко было в других ситуациях его задавать священнослужителям:
- А тогда что они, души эти, там делают в течении всей этой Вечности? Ну… чем они там заняты? Разговаривают ли они друг с другом, видят ли друг друга и оставшихся на земле близких?
Он задумался ненадолго. Видно было, что не над ответом - он явно его и так знал, а над тем, как это объяснить, чтобы мне понятнее было.
- А знаешь, - говорит - да тем же, чем и здесь, в земной жизни занимались, тем они там и занимаются. Только, конечно же не телесными делами (тела-то теперь у них нет), а делами душевными. Как занимались - так и продолжают ими заниматься. Веч-но!
Мне это как-то в голову не влезло, в этом я и признался…
- Не-а, не понимаю… - ответил я.
- Ну, вот представь себе: если отбросить телесное действие, всё то, что свойственно телу в нашей жизни, то что остается?
- Желания… эмоции… стремления, - начал я вслух перечислять - любовь, гнев, зависть, радость, страдание, ненависть, восхищение… Ну, как раз то, что мы и приписываем душе нашей, как у поэта: “Души прекрасные порывы”. Ну… или не всегда прекрасные.
- Точно! А теперь представь себе вот какую вещь: пока у тебя есть тело, ты можешь все это каким-то образом реализовывать, доводить до результата - с его помощью. Так? Так! Причем, обрати внимание - действительно есть прекрасные порывы, а есть - совсем не прекрасные. Чем одни от других можно на уровне души отличить?
- Прекрасные - начал я рассуждать - делают нас счастливее, порождают еще более прекрасные и освобождают нас от “плохих”. Ну, например, когда ты радуешься, тебе легче восхищаться и находить поводы для новых радостей, в тебе больше любви и в этом состоянии почти невозможно злиться, ненавидеть или завидовать. А “не-прекрасные” - они порождают себе подобные и делают нас все более страдающими - от зависти, от гнева, которые могут породить уныние, злобу, ненависть и как результат - лишь прибавляют страдания.
- Ну вот, ты сам все и расписал. - ответил со смехом монах - А теперь, представь себе, какой из форм этих душевных стремлений для её реализации нужнее наше физическое тело?
О! Вот этот вопрос заставил меня задуматься! По здравому размышлению, получилось очень интересно:
- Выходит, что когда я радуюсь, когда я восхищаюсь, а тем более - когда я люблю - я могу всё это реализовывать во всём объеме даже не имея тела! Это как-бы самодостаточные вещи. Так?
- Так. А а остальное? 
- А вот для реализации ненависти, злобы, зависти, а тем более мести - мне нужен объект и мне нужно тело - чтобы осуществить желаемое зло, чтобы нанести удар, чтобы сказать вслух ядовитое слово, чтобы отомстить врагу или обидчику. И чем меньше у меня возможностей для осуществления этого, тем хуже мне становится, тем злее я, тем ненавистнее кажется враг, тем больше страдания мне самому доставляют эти чувства.
- Ну а теперь - хитро вздернув свою бородёнку, сказал монах - представь себе, что у тебя нет тела, что ты - вечен и ты полон любви, радости, добра… И чем дальше - тем этих чувств в тебе будет больше, поскольку они порождают еще больше подобных чувств. И так - до бесконечности, вечно! - он смотрел на меня и явно веселился - Как тебе это? Радостно? Ну, может быть тела для полноты картины чуть-чуть недостает, по привычке земного мышления.
- Хм… пока не могу себе представить, земные рамки жмут, но в целом - весьма привлекательная картинка! - я улыбнулся. - А что же с противоположной стороной, со злобой, с завистью, прочими чувствами?
- А тут - все так же просто. И ужасно. И бесконечно. Бесконечно ужасно! Ты только подумай: мучаться от злобы, зависти, ненависти, жадности, обиды, жажды мести и тому подобных чувств - и не иметь НИ МАЛЕЙШЕЙ ВОЗМОЖНОСТИ ЧТО-ЛИБО СДЕЛАТЬ! Ведь тела-то уже нет! Представляешь? Впереди - Вечность, полная неутоленной злобы, неутихающей боли обиды, незаживающей раны зависти или мучительного огня ненависти! 
- Да… Ад кромешный! - искренне вздохнул я…
- Вот именно! - Ну вот ты все и понял! Так оно и есть, там он и находится - ад, внутри! 
- Ну и почему бы так и не сказать людям прямо?
- Да запросто бы... Одна проблема остаётся: вот даже ты - человек образованный, с интеллектом, с развитым абстрактным мышлением - и то не сразу понял то, что я тебе объясняю. А как бы я смог объяснить эту идею какому-нибудь пастуху в пустыне, который кроме своих верблюдов или овец - ничего сложней кувшина в жизни не видел? Не поймет он! А ведь - тоже душа живая, ее тоже нужно спасти и помочь ей в Вечность - чистой прийти. И в этом - моя задача, моё служение. Вот и приходится рассказывать в рассчете на среднестатистический интеллект - про “рай где-то там на небесах” и “адские сковородки и геенны огненные”, чтоб люди хоть как-то понимали и чтоб двигались в нужном направлении в своей жизни. 
Он ненадолго задумался… 
- А если прямо… Нет конечно же таких мест - “ад”, “рай”… Все это действительно - лишь способ объяснять, для людей не слишком умных. По-настоящему, каждый человек в течении всей своей жизни наполняет себя этими самыми “души порывами”, нарабатывает привычки чувствовать что-то. Кто-то - учится любить, радоваться, быть счастливым… С этим в Вечность и придёт. И будет ему Вечность - Раем, полным бесконечных любви, радости и счастья! А кто-то - раз за разом учит себя завидовать, сердиться, ненавидеть, мстить, быть в унынии, в тоске и в злобных чувствах - и к себе и к другим. Вот так сам себе Ад и строит… Своими же руками, идеальный такой, вечный Ад… Неминуемый в таком случае и - неизбежный.
Он снова помолчал, а потом тяжко вздохнул: 
- Только вот как это всем объяснишь? Тысяче человек расскажи - один-единственный правильно поймет и начнет САМ себя от ада этого будущего освобождать, и Рай свой строить. Он каждый день будет свою душу от злости, от зависти, от ненависти - даже от самых малых их крупинок - очищать. И любовью к другим, радостью искренней, светом доброты всех согревающей - её взамен наполнять! А знаешь, в чем беда? Остальные 999 из тысячи - послушают-послушают, ничего не поймут, да так и продолжат жить как жили - ругаясь, ненавидя, завидуя, жадничая, пребывая в унынии и обидах… И всё это - не от слабости ума, а от его ленности, от неприученности ума трудиться. Вот и приходится хоть как-то их, эти 999 - страхом пугать, чуть не пинками пинать.
Его взгляд устремился куда-то вдаль, затуманился…
-  А ведь на них же больше и не действует ничего! - воскликнул он, - Жалко мне их… И себя всю жизнь мучают и других в это вовлекают, как болезнью - заражают. И хочешь-не-хочешь, а приходится пугать! Страшным судом, грехами смертными, адским пламенем, гневом Божьим… Да что там говорить! Это же тоже не совсем хорошо: они ведь в результате живут - здесь, в земной жизни - мучаются, в смирении, в послушании, в отказах от многих радостей… Ну и пусть. Такие - хоть вот так, из страха, но хоть как-то, хоть из-под палки - учат свои души добру, любви, радости. Ну и слава Богу! Пусть хоть так… Для этих 999 из 1000 это такая плата, за шанс - не “попасть в Рай”, а построить - свой вечный собственный Рай.
...О многом мы еще потом с ним говорили. Но этот разговор - мне особенно запомнился!
Между прочим, а у тебя, мой Читатель - какие планы на Вечность? ;)
Что думаешь - правда ли то, что мне монах рассказал?

Что Вы об этом думаете? Ваше мнение, комментарий?

Комментариев нет: